2000 г.
24 мая
Закончились мои курсы ГРП. Теперь месяц практики, экзамен,
разряд и самостоятельная жизнь. Дали мне наставника, который будет делать из
меня шахтера, а в случае чего таскать за вихры и бить деревянной колодкой по голове,
как чеховского Ваньку Жукова. Под его руководством я впервые спустился в шахту.
Признаться, ничего хорошего я не ожидал, но оказалось еще
мрачнее. С десятком одинаково черных людей мы втиснулись в мокрый и узкий
железный ящик — почему-то сразу возникли ассоциации с фильмом «Кин-дза-дза» и
тамошним пепелацем. Решетка с визгом отделила нас от внешнего мира. Клеть
дернулась и медленно пошла вниз. Стало темно, рабочие включили лампы.
С потолка капало. Я пытался извернуться так, чтобы не
попадало за шиворот, попутчики недовольно косились. В свете лампы проносились
мокрые стены ствола с вбитыми в них ржавыми скобами. Это по ним мы будем
выбираться наверх, если клеть встанет? Спрашивать было неудобно. Мой
сурово-равнодушный вид должен был показывать, что все это для меня не впервой.
Однако чистая роба, новенькая оранжевая каска и неуверенные движения с головой
выдавали новичка.
Движение замедлилось, в клети началась возня. Коллеги грубо,
без всяких там «разрешите пройти» протискивались к выходу. Не дожидаясь
остановки, они открыли дверцы и принялись, как десантники, выбрасываться из
клети. Через секунду клеть плюхнулась в воду, потоки хлынули внутрь, ноги
залило выше щиколотки.
Не давая мне осмотреться, наставник побежал вслед за всеми
куда-то вглубь выработки. Я держался за ним, стараясь не потерять его спину в
массе похожих серых спин. Сапоги разъезжались в грязи, ремень спасателя
поминутно соскальзывал с плеча и очень хотелось посмотреть по сторонам. Ведь я
первый раз в шахте, под землей, на глубине трехсот с чем-то метров! А все
происходит как-то слишком суетливо и совершенно не торжественно.
Целью нашего забега оказались людские вагонетки — «козы». Их
я тоже представлял по-другому, как-то комфортнее, типа неудобного старого
трамвая. Совсем не думалось, что это узкие короба с прорезями для прохода
(пролаза) людей в бортах. Коллеги шумно устраивались внутри, переругивались,
спорили. Я сунулся было на одну лавку, на другую, отовсюду был изгнан и стоял в
растерянности, когда, перекрывая общий шум, раздался испуганный вопль
наставника:
— Где мой ученик?!
Наконец все разместились. Коллеги достали карты и принялись
резаться в козла, и тут нахлынула вторая волна рабочих. Снова поднялся шум,
кто-то громко материл занявших места КС-ников (т. е. нас), из-за которых ГРОЗЫ
вынуждены идти пешком. Народу много, а «коз» всего две — объяснял мне наставник
— поэтому нужно торопиться. Не займешь место — будешь шлепать 4 километра по
грязи. Хотя так иногда быстрее…
Рассыпая искры, подкатил электровоз, несколько раз боднул
состав, подцепился и повез нас на работу. Езда в козе ничем не напоминала
трамвай — грохот и тряска, беспрестанные рывки и толчки, будто ехали мы не по
рельсам, а по разбитой грунтовке. Коллеги спокойно переносили все неприятности
дороги, лишь при особо сильных рывках выкрикивали машинисту обидные слова. Мне
не сиделось на месте. Я нахожусь под землей уже полчаса, а кроме грязи под
ногами да неинтеллигентных лиц товарищей ничего еще не видел! Из «козы» видны
были только мелькающие рамы крепи. Вот бы высунуть голову и посмотреть!
— Куда, бля! — кто-то из работяг грубо рванул меня назад. —
Хочешь, чтобы башку срубило?! Придурок! Понабрали пацанов…
Я не обиделся. Мысль о том, что это действительно опасно
пришла только сейчас. Ну и хрен с вами. Буду ждать, когда приедем.
Ждать было недолго. Не доезжая до места машина встала —
троллея кончилась, вырубили. Дальше пошли пешком.
Первое правило в шахте — смотреть, что над головой. Но не то
что вверх — по сторонам смотреть было некогда, приходилось выбирать место, куда
поставить ногу, чтобы не запнуться, не оступиться, не упасть в грязь и не
порвать сапог. Вспомнил препода с курсов и его «особенности укладки рельсового
пути». Какие особенности, какой укладки — и рельсы, и шпалы были покрыты слоем
грязной жижи и жидкой грязи.
Шли прямо по рельсам, что запрещено по технике безопасности.
Я искал «место для прохода людей, расстояние 0,7 м на уровне подвижного
состава». Теоретически оно существовало, но пройти там было невозможно из-за
деревянного и железного хлама, перевернутых вагонеток и прочего
производственного мусора. Кстати, смотреть вверх тоже приходилось — кое-где
троллея провисала и цепляла за каску, а в ней 200 с лишним вольт.
Наконец добрались до рабочего места. Ничего,
соответствовавшего бы моим представлениям, я не увидел. Куча приборов и
механизмов, в беспорядке поставленных и повешенных, тут же состав вагонеток,
позже я заметил головку конвейера, выглядывающую из дыры сбоку (это оказался
уклон).
Рабочие принялись за тормозки, потом закурили (что не просто
запрещено, а уголовно наказуемо), а я стоял казанским сиротой – есть не
хотелось, а курить не взял. Поев, ГРОЗы
пошли по уклону к лаве. Наставник повел меня туда же, тут я и увидел
конвейер во все красе. Хоть раз не обманули – он выглядел точно таким, как на
рисунке, только гораздо мрачнее.
- Конвейер ленточный 1ЛТ-100! - отрапортовал я как на уроке.
- А хуй его знает, – хмуро ответил он.
Дальнейшие полчаса я выгребал уголь и штыб из под головки,
устал, взмок и проголодался. Назад ехали на ленте. Наставник показал, как на
нее прыгать и как с нее сходить. Поначалу было страшно – лента движется быстро,
вдруг не успею спрыгнуть и высыплюсь в вагон? Потом привык, лежал на ленте и
осматривал окрестности.
Из-за вырубленной троллеи работы не было. Остаток смены мы
грелись у сухой подстанции. Меня распирало от вопросов. А какой это конвейер? А
что будет, если за троллею возмешься? А какая у ГРП ставка? А в лаву можно
залезть? Но выглядеть восторженным идиотом не хотелось, поэтому я молча слушал
унылый треп наставника об огороде и больных зубах. За час до конца двинулись в обратный путь.
Дорога к месту работы и обратно, переставление ног в тяжелых
сапогах, увесистые спасатель и коногонка – все это утомило больше, чем
собственно работа. Зато в баню я шел таким же грязным, как все. И безмерно
гордым. Я теперь шахтер! Я выполняю тяжелое нужное дело!
Итого:
1.Я узнал, что работа – не сахар, но и не так тяжела, как
кажется непосвященным.
2.Нарушил все известные правила техники безопасности.
3.Вернулся домой усталым и плохо вымытым. Завтра
снова пойду.
25 мая
Всю смену по локоть в масле ремонтировали толкатель (Я бодро:
- Толкатель гидравлический типа ПТВм, имеет два
гидроцилиндра, поршни которых сблокированы зубчатыми рейками и...
Наставник насмешливо:
- Не умничай. Бери вон ту хуйню и засовывай сюда, студент.),
занимались ручной откаткой и постановкой забуренных вагонов на рельсы, короче –
мило проводили время.
И все же я считаю эту работу тяжелой, грязной и
неблагодарной. А советская пропаганда так романтизировала труд шахтера, что он
считался почетным и чуть ли не благородным. Ничего тут нет благородного. Есть
уголь, добываемый в нечеловеческих условиях, и есть люди, которые за деньги (а
сейчас и бесплатно) подвергают себя истязаниям и рискуют жизнью.
Как сказал наставник:
- Где ты видишь людей? Одни шахтеры.
А вообще мне пока нравится. Как все новое, необычное,
ненадоевшее.
26 мая
Мой учитель, сенсей, гуру отправился зачищать пересып,
оставив меня одного с телефонами, пультами и селектором, бегло рассказав, как
всем этим пользоваться. Немного растерянный от свалившейся ответственности я с
серьезным видом приготовился исполнять свои обязанности, как вдруг стало темно.
Будучи еще человеком штатским, не шахтером,
в первую секунду я подумал привычно: - Суки, опять свет отключили! Но уже
во вторую с ужасом осознал, что погасла лампа. Тут мне стало по-настоящему
страшно. Страшно не темноты или кишащих везде крыс. Страшно неизвестности. Что
теперь делать, как включать все эти конвейеры, толкатели, отвечать на звонки в кромешной тьме? И все же, подсвечивая
зажигалкой, я что-то включал, кому-то отвечал, а потом вызвал из лавы горного
мастера. Он выехал на ленте и спас меня. Свет его лампы был, в буквальном
смысле, лучом света в темном царстве.
27 мая
Всю смену грел жопу на сухой и слушал байки стариков. Не так
уж он тяжел, этот шахтерский труд. Только жене не стоит об этом говорить.
Втиснулись в клеть, закрыли двери.
- Все зашли? Руби канат! Долетим.
Веселый народ эти шахтеры, и юмор у них черный, под стать
лицам.
28 мая
Первый выходной. Город полон пьяных пограничников. Жаль, я не
пограничник. Тоже хочу валяться на траве в зеленой фуражке и петь задушевные
армейские песни.
30 мая
Снова шахта, грязь и мрак. Наблюдал как клепают ленту. Спал.
Называюсь я теперь «коренной». Из лавы кричат по селектору:
— Коренной! Ответь! Коренной!
— Говори.
— Запускай линию!
И я запускаю линию. Работа несложная и не грязная. По
сравнению с ГРОЗами, вылезающими из лавы с бархатисто-черными лицами и
белозубыми улыбками, я, можно сказать, хожу в белой рубашке.
1 июня
Дали деньги — 22 %. Работяги возмутились и устроили
забастовку. Я, проработавший 5 дней, тоже бастовал.
К бунтовщикам вышел директор. Умело оперирую цифрами, он
обьяснил, на что ушли деньги. Никто ничего не понял, но все почувствовали, что
их опять наебали. Прозвучали оскорбительные выкрики с мест. Один подвыпивший
шахтерик набросился на директора со словами «пидорас!», « ебаный гандон!» Тот
совсем по-пацанячьи предложил «пойти выйти».
Народ еще немного поколобродил и с чувством глубокого
неудовлетворения разошелся по домам.
Источник: http://неизвестно |